Породы дерева используемые древними мастерами для создания погребальных портретов (Фаюмских).

419
25 января 2018
Опубликовано в Основы
Породы дерева используемые древними мастерами для создания погребальных портретов (Фаюмских).

Исследования показали, что спектр используемых пород дерева для создания погребальных масок был довольно широк. Использовались как местные породы дерева, такие как: смоква, тис, липа и платан, так и привозимые из других частей греко-римского мира: сикомора, кедр, сосна, ель, кипарис и даже дуб.

Дощечки делались примерно толщиной в 1 см. Самые ранние фаюмские портреты писались на основе из кедра и сикоморы. Энкаусты отдавали предпочтение именно этим породам дерева, т.к их древесина довольно плотная и позволяет, не смотрят на трудность обработки, добиваться гладкой поверхности. Понятно что такая основа не впитывает в себя много краски, что положительно сказывается на живописи. Еще одним плюсом этих пород было то, что они не впитывали в себя много влаги и при оплавлении фактически не коробились, чего нельзя сказать например о липе. Хорошее оплавление способствует лучшему сцеплению красочных слоев, потому когда начали использовать липу, то оплавление стало менее интенсивным, а живопись соответственно более матовой.
Липу и менее ценные породы дерева стали использовать к 2в н.э, в большинстве случаев из-за легкости их обработки, а это говорит скорее о том, что производство погребального портрета стало массовым и более дешевым. Липа довольно пористое дерево,потому более подвержено впитыванию влаги, расщеплению при оплавлении и короблению и, как правило, портреты написанные на липовых досках сохранились хуже. Чтобы как то эти минусы сделать менее очевидными, художники начали сильнее восщить основу, делали более толстый энкаустический грунт и более пастозный мазок, что в конечном счете негативно сказалось на качестве живописи. Если более ранние портреты были легкими и прозрачными, то поздние стали как бы тяжелыми и пастозными.