Лучше чем наши советские художники-исследователи никто на этот вопрос, как мне кажется, так и не ответил. Что представляет собой каутерий? В захоронении римского художника в Сен-Медар-де-Пре были найдены два каутерия, несколько отличающихся друг от друга. Это бронзовые стержни, с одной стороны оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны - удлиненной ложечкой. У одного из них лопаточка гораздо большего размера, чем у другого.
В экспозиции Херсонесского музея имеется несколько других вариантов каутерия. Один из них имеет форму большой, как бы суповой ложки, но более плоской, типа лепестка, другой - имеет совершенно плоскую лопаточку с закругленным окончанием, размером приблизительно 3 см, у третьего лопаточка совсем маленькая.
Из этого описания явствует, что каутерии при некоторых общих чертах значительно отличались друг от друга. Чтобы понять причины таких различий, необходимо уяснить, как работали этими инструментами античные энкаусты. Однако именно это вызывало больше всего споров и разногласий у исследователей.
Бергер в своей книге "Живописная техника древних" приходит к выводу, что древние мастера писали свои картины, вливая горячую восковую краску из ложечки каутерия на горизонтально лежащую основу. Он пишет: "Живопись вылита посредством каутерия". Но уже Шмид доказал ошибочность мнения Бергера в том, что он видел в каутерии своего рода горячую ложечку для подогретой краски.Сегодня мы располагаем весомым свидетельством, позволяющим судить о технике работы каутерием, которое полностью опровергает бытовавшее раньше мнение. В Эрмитаже хранится открытый при раскопках в Керчи саркофаг с энкаустической росписью, изображающей мастерскую древнего энкауста. Художник с каутерием в руках сидит перед вертикально стоящим мольбертом, на котором закреплена картина. Значит энкаустические картины писались в вертикальном положении, а следовательно, краска не могла выливаться на их поверхность.
На этом же изображении для нас интересны еще два момента. Рядом с мольбертом вертикально стоит перегородчатый ящик, в котором, как мы уже знаем, хранились готовые краски. Следовательно, краски здесь хранились холодными. И второе: художник нагревает свой каутерий над пламенем жаровни. Это также подтверждает догадку о том, что краски в ящике во время работы были холодными, а рабочий инструмент нагревался.
Однако, прежде чем делать какие-то практические выводы из всего этого, хочется вернуться к методу, которым В. В. Х решил воспользоваться, реконструируя древнюю технологию живописи. В то время как другие исследователи энкаустики обращали основное внимание на предполагаемое применение инструментов, исходя из их форм, он решил отталкиваться от анализа структур поверхности древних энкаустических произведений и состава красок, применявшихся для живописи.
Справедливо предположить, что у древних художников могли быть разнообразные смешанные технические приемы, зависящие от качества и рецептуры энкаустических красок и индивидуальных приемов каждого мастера. В. В. Х решил практически, методом обратного прослеживания получить структуры поверхностей, аналогичные фаюмским. Это позволило ему прийти к следующим выводам.
- Энкаустический мазок наносился с помощью лопаточки каутерия, специфические следы которой ясно видны на части фаюмских портретов.
- Энкаустическая краска при таком методе работы не может быть текучей.
- Каутерии различных форм имели различные функции и не все служили для нанесения живописного мазка. Каутерии с плоскими лопаточками больших, чем обычно, размеров использовались для нанесения грунта или заравнивания шероховатостей живописного слоя.
- Все без исключения каутерии независимо от их функций использовались разогретыми.
На основании свидетельств античных авторов, современных исследований энкаустики и имеющегося большого опыта практической работы с восковыми красками можно довольно четко определить, какие каутерии для чего использовались.
Те из них, которыми, собственно, и накладывались мазки, имеют лопаточку очень небольшого размера. С одной стороны она плоская, с другой - килевидная (наподобие днища лодки). Каутерии с тонкими плоскими лопаточками большого размера (к которым относятся все хранящиеся в музее Херсонеса) использовались для заглаживания шероховатостей мазков после рабочего каутерия и кисти. Ложечки различных размеров, встречающиеся на многих инструментах, выполняли роль своеобразной "мини-палитры", в которой краска разогревалась, а затем бралась оттуда кистью для проработки тонких деталей картины.
На рисунке g-каутерий.